Растим успешного ученика. Или как развивать познавательную активность дошкольников.

Консультация педагога-психолога
МБУ детский сад № 73 «Дельфин»
Панченко Елена Борисовна

Скоро ваш ребенок пойдет в школу. Для успешного учения в ней необходимо, чтобы сын или дочь живо интересовались окружающим, новой информацией, знаниями.
Высокая степень любознательности – характерная черта любого здорового ребенка. Она проявляется с первых месяцев жизни, а в 5-6 лет дети переживают пик познавательной активности в интенсивной форме, которая никогда уже не повторяется в течение жизни.

Растим успешного ученика. Или как развивать познавательную активность дошкольников.

Показатели познавательной активности 

- Бурная исследовательская деятельность (дети все разбирают, раскапывают, экспериментируют)
- Масса вопросов, которые в старшем дошкольном возрасте носят уже не характер называния («Кто это? Как называется?»), а раскрывают смысл, назначение предметов и явлений, взаимосвязи, существующие между ними («Что случится, если…», «Почему?..», «Что является причиной?..», «Каким способом?..», «Зачем?..» и др.)
- Ребенок активно тянется к книгам и передачам познавательного цикла.
- Любит знакомиться с новыми людьми и местами.

Когда нужно бить тревогу

Если родители не отмечают у своего сына или дочери подобных проявлений, стоит задуматься: «Что я делаю не так? Каким образом я подавляю или подавлял познавательную активность ребенка?»
- Может быть, я очень устаю на работе, и мне не хочется напрягаться
дома?
- Или мне некогда – ждут домашние дела?
- Или я сам мало знаю и не тянусь к новому?
- Или нет средств, чтобы купить книги и видеокассеты, сводить ребенка
на выставку?

Растим успешного ученика. Или как развивать познавательную активность дошкольников.«Пустая» голова не думает

В любом случае, важно взвесить, что для вас важнее – возможность отдохнуть и расслабиться дома, ограничив поступление новой информации ребенку, или интеллект вашего любознайки. Помните при этом, что если у ребенка маленький запас представлений об окружающем мире – у него не хватает материала для памяти, мышления, воображения. «Пустой» голове не над чем думать, познавательные психические процессы при отсутствии новых знаний перестают развиваться и постепенно атрофируются за ненадобностью.

Как предотвратить проблему?

Что же делать, чтобы предотвратить возможные сложности ребенка в учебе и в жизни, связанные с низкой познавательной активностью?

Для того чтобы знать, детям важно самим:
1.Увидеть предмет, явление.
2.Подействовать с ним, поучаствовать.
3.Побеседовать со взрослым о произошедшем, при этом поделиться собственными представлениями, знаниями, а затем, если необходимо, послушать объяснения взрослого.

Растим успешного ученика. Или как развивать познавательную активность дошкольников.

В результате: развивается осведомленность, расширяется кругозор, обогащается словарный запас ребенка. Для предоставления ребенку возможность пережить тот опыт, над которым он сможет размышлять, родители могут:

Основное правило: Берите ребенка везде с собой и обсуждайте с ним все, что происходит вокруг.

Справка: Ежегодно американский конгресс отчитывается перед президентом США, сколько родителей брали своих детей в командировки. Эта цифра растет и считается показателем того, насколько общество удовлетворяет потребность дошкольников в познании и общении.