Добро пожаловать

100-летие со дня открытия первого детского сада в г.Ставрополе

Анализ условий в МБУ детском саду№ 73 «Дельфин», способствующих организации инклюзивного образования

Распространение в России процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательную среду является не только отражением времени, но и шагом к реализации прав детей на получение образования и включение их в жизнь общества.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.

Анализ условий в МБУ детском саду№ 73 «Дельфин», способствующих организации инклюзивного образования

Условия Способствующие Препятствующие Пути решения
Материально-технические Наличие в детском саду оборудованных групповых помещений, кабинетов специалистов, методический кабинет,  музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский блок. Оснащенность групп коррекционным и развивающим оборудованием, играми, пособиями и т.д. Недостаточная оснащенность современным специальным и коррекционно-развивающим оборудованием, ИКТ. Приобретение специального оборудования,  в соответствии с нормативными документами 
Кадровые Наличие в детском саду квалифицированных специалистов: учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Dсе педагоги прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.    
Научно-методическое сопровождение инклюзивного образования в учреждении Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с  детьми с ОВЗ, разработано календарно-тематическое планирование. Реализуются  формы интеграции через культурно-досуговую деятельность, спортивно-оздоровительные мероприятия, взаимодействие с родителями. Разработана система диагностики развития детей. Разработана технология составления индивидуального образовательного маршрута. Отсутствие стандартов специального образования. Разработка адаптированной программы инклюзивного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел «Инклюзивное образование). Создание методического совета детского сада.
Финансово-экономические Разработана система мотивации и стимулирования работников Недостаточный уровень финансирования оптимизация финансово-экономической модели МБУ

Инклюзия подразумевает включение ребенка со специальными образовательными потребностями в среду сверстников, в том числе нормативно развивающихся. Дети, посещающие группы компенсирующей направленности, участвуют в культурно-досуговой деятельности детского сада, тематических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, совместных прогулках, творческих конкурсах и выставках.

Родители, представляющие интересы детей с ОВЗ, входят в состав Управляющего совета ДОУ.

Таким образом, модель инклюзивного детского сада позволяет социализировать и адаптировать детей с ОВЗ в социуме, повышает уровень эмоционального, личностного, познавательного, речевого и физического развития детей со специальными образовательными потребностями.

Полный текст инновационного проекта «Создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБУ детском саду № 73 «Дельфин»»

Распространение в России процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательную среду является не только отражением времени, но и шагом к реализации прав детей на получение образования и включение их в жизнь общества.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения.
Приоритетными направлениями этого процесса являются:
• своевременное выявление недостатков в развитии детей;
• организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;
• подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе.
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.
Организуя процесс интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определённые условия. Только их совокупность обеспечит полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Вопросы деятельности образовательного учреждения общеразвивающего вида, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения. В том числе, образовательные учреждения должны быть лицензированы на осуществление в ДОУ конкретных специальных (коррекционных) программ.
Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают ДОУ комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (коррекционные) дошкольные группы. Наше Учреждение располагает такими условиями. Наряду с группами общеобразовательной направленности функционируют группы комбинированной (воспитанники с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормально развивающиеся сверстники) и компенсирующей (для детей с нарушениями интеллекта) направленности.
В практике работы Учреждения используются следующие модели интеграции: полной, временной, частичной интеграции.


Основные направления работы нашего Учреждения:
• С детьми. Цель: Приобретение нормально развивающимися детьми нравственного опыта позитивного общения со сверстниками с ОВЗ, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.
Особое место при создании условий в Учреждении для детей с ОВЗ отводится обогащению развивающей среды.
На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности - привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого воспитанника. Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей ребенка с ОВЗ и запросов родителей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики является раннее выявление детей с ОВЗ.
Второй этап - коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребёнка: определение направлений коррекционной помощи ребёнку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения( составляется на 1-3 месяца).
Индивидуальная программа развития ребенка решает в нашем учреждении задачи следующего характера:
 психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников;
 адаптации ребенка к новым условиям обучения;
 профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
 коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка специалистами используются следующие методы и приемы:
 изучение документов, личных дел;
 знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
 изучение социума ( соц.окружения) ребенка;
 диагностические исследования.
Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения (так же, на заседании ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.
Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) помогает логопеду, педагогу-психологу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержит такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

• С родителями. Цель: Формирование уважительного отношения родителей к ребенку с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.
Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей. Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей.

• С педагогами ДОУ. Цель: Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.
Специфика организации воспитательно- образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Рекомендации по организации деятельности воспитателей и специалистов
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-логопед, который
 планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную инте¬грацию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
 консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
 координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с ОВЗ; проводит совместные занятия с другими специалистами (му¬зыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и т. п.);
 ведет необходимую документацию.
Учитель-логопед проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитан¬никами. При необходимости дети с ОВЗ обеспечиваются дополнительно индивидуальными заня¬тиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.
Деятельность воспитателя направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются:
 планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ОВЗ;
 планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
 обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов;
 консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;
 ведение необходимой документации.
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
 психологическое обследование воспитанников;
 участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
 проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
 динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
 проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
 осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
 консультирование персонала группы;
 заполнение отчетной документации.
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в логопедической группе являются:
 взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;
 проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);
 консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
 ведение соответствующей документации.

Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях, на современном этапе развития общего и специального образования, является новым и, как показывает практика, сложным направлением. Как и многие дошкольные учреждение наше дошкольные образовательные учреждения нуждаются в информационной, кадровой, финансовой поддержке и помощи.

Восемь основных принципов инклюзивного образования
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется:

 Конституции РФ. Статья 43. провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия.
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.
 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года: статья 10
 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» № 120-ФЗ от 30 июня 2007 г.
 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Пр-271 от 04 февраля 2010 года)
 Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
 ФГОС ДО № 1155 от 17.10. 2013. П. 2.11.2 (данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в т.ч. механизмы адаптации программы для указанных детей)
 Письмо Минобрнауки России от «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», № АФ-150/06 от 18.04.2008

 

Как определить ребёнка в группу компенсирующей направленности

Дети с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) принимаются в группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Для того, чтобы освидетельствовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) необходимо предоставить следующие документы:

  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • выписка из истории развития ребенка (Ф-12) от педиатра, для детей-инвалидов с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР);
  • заключение невропатолога на ребенка до 4 лет, детского психиатра на ребенка старше 4 лет;
  • заключение офтальмолога;
  • заключение отоларинголога;
  • заключение ортопеда (если у ребёнка есть нарушения опорно-двигательного аппарата);
  • педагогическое представление (характеристика), рекомендации по воспитанию (если ребёнок посещает детский сад);
  • представление педагога-психолога (если есть в учреждении);
  • представление учителя-логопеда или учителя-дефектолога (если есть в учреждении);
  • работы ребенка по изобразительной деятельности.

C вышеперечисленными документами родителям (законным представителям) вместе с ребенком необходимо обратиться для обследования и определения формы обучения в ГОУ «Психолого-педагогический центр» по адресу: ул. Громовой, д. 44, телефон: 76 99 74. После освидетельствования с выпиской из протокола заседания ПМПК, врачебной комиссии, другими документами (заявление, свидетельство о рождении ребенка, паспорт, документ, подтверждающий право на внеочередное и первоочередное получение мест для детей в детских садах) родителям ребёнка необходимо обратиться в Муниципальное автономное учреждение городского округа Тольятти «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (адрес: ул. Мира, д. 84, тел.: 52-50-02, 52-50-03, 52-50-04, 51-21-21) для регистрации в очереди на получение места в группе компенсирующей или комбинированной направленности. Вопрос о предоставлении места для ребёнка в группе необходимого профиля рассматривается в порядке очереди.

Информация о группах компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в муниципальных образовательных учреждения дошкольного образования города опубликована на Образовательном портале городского округа Тольятти в разделе «Дошкольное детство» (рубрика «Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ»)

Областная психолого-медико-педагогическая комиссия
Телефон: 8 (846) 95684 22.
Адрес: г.Самара, ул.Димитрова, д.48

«Страшный» термин

Термин «дети с ОВЗ» в детских садах появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

 Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий, это дети:

  • с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие);
  • с нарушением зрения (незрячие, слабовидящие и поздноослепшие);
  • с тяжелой речевой патологией (ОНР I, II, III уровень. Дизартрия);
  • с нарушениями опорно–двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Инвалид, ребенок - инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, подтвержденное учреждением медико-социальной экспертизы.

Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Рассмотрим пример: В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ в МБУ детском саду № 73 «Дельфин»

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов требует деликатного и гибкого подхода, образовательной среды, ориентированной на индивидуальный образовательный маршрут для каждого воспитанника.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы в нашем учреждении является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию высших психических функций и становление личности ребенка.

Система обучения и воспитания в инклюзивной модели подстраивается под образовательные потребности каждого ребенка. Основная задача наших специалистов по сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов – создание условий для развития ребенка с целью обогащения его социального опыта, учитывающего особенности его индивидуального развития, потребности и ресурсы развития ребенка, а также включение в коллектив сверстников.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Независимая оценка качества

QR НОК

Телефоны доверия

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своём здоровье и здоровье своих близких - сделайте прививку!
 

Банер ФБУЗ Центр гигиенического образования 

населения

Листовка о вакцинации

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 73 «Дельфин»городского округа Тольятти

Наш адрес:
445032, РФ, ПФО,  Самарская область, г. Тольятти, бульвар Кулибина, дом 1.
Телефоны:  8(8482) 67-45-75
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.